12 признаков, по которым можно понять, что ваша компания теряет миллионы из-за воровства

Как ни странно, собственники украинских компаний в целом толерантно относятся к воровству менеджеров. Однако в кризисные времена, когда доходы компании падают, все пытаются компенсировать потери - и подобное отношение к воровству становится попросту опасным.

Мы обсудили этот вопрос с Еленой Макаренко, старшим менеджером отдела консультирования по управлению рисками в компании KPMG, и выяснили много интересного.

Так, по оценкам специалистов компании KPMG ежегодные потери средних и больших компаний, вызванные мошенничеством, оцениваются в 5% от доходов. Большая часть потерь приходится на:

  • махинации с отчетностью (со средней суммой разовой потери до $1 млн.)
  • коррупционные действия (в среднем до $200 000)
  • манипуляции с активами (в среднем до $130 000).

Однако самые большие потери компании выражаются даже не в цифрах "материального ущерба", а в нарушении прозрачности механизмов управления и снижении эффективности. Если вы согласны с таким мнением — предлагаем вам 12 признаков, по которым можно распознать воровство в компании. Возможно, стоит намекнуть о нем боссу во время очередной elevator pitch.

12 явных признаков воровства

1. Высокая текучесть кадров (особенно в финансовом отделе)

Если люди приходят в финансовый отдел и быстро уходят, на это есть 2 основные причины:

  • "опытные" сотрудники специально создают такие условия, при которых человек вынужден покинуть свой пост
  • новые сотрудники просто не хотят участвовать в "левых финансовых схемах"

2. Нереалистично короткие сроки, которые устанавливаются для подготовки финансовой отчетности.

Если вам говорят, что финансовый отчет по работе отдела нужно было подготовить еще вчера, а впервые вы об этом слышите только сегодня — это повод задуматься. Действительно ли кому-то в этой компании нужны объективные цифры?

3. Слухи

Люди любят додумывать и сплетничать, но если разговоры о мошенничестве Василия Ивановича не прекращаются ни возле кулера с водой, ни за обедом с коллегами в кафе — это также повод задуматься. Возможно, настало время перейти от разговоров к действиям и проверить, нет ли реальной причины для сплетен.

4. Неадекватное распределение обязанностей и полномочий между лицами, принимающими решения и лицами, которые вносят данные в учетную систему и осуществляют контроль.

Сталин, один из диктаторов страны низкорослых диктаторов, говорил: "Не важно, как голосуют — важно, как считают". Это справедливо не только для процедуры выборов, но и для любой финансовой деятельности.

5. Систематический отказ ключевых сотрудников уходить в отпуск

Иногда чрезмерная фанатичность в работе связана не со стремлением много и продуктивно работать, а с желанием выжать максимум из "отработанных схем" или страхом, что кто-то об этих схемах может узнать.

Отдельной "схемой" мошенничества является ситуация, когда сотрудники по факту уходят в отпуск, а "по документам" находятся на рабочем месте. Позже при увольнении такой сотрудник получает огромную компенсацию за "неиспользованные" дни отпуска.

6. Отсутствие корпоративной этики, формализованных стандартов и механизмов корпоративного поведения

Если нет правил — не ждите честной игры.

7. Товары продаются по заниженным, а покупаются по завышенным ценам (или очень срочно)

Сюда также можно отнести и частый ремонт или списание вполне рабочей техники и оборудования.

8. Низкая мотивация персонала, отсутствие лояльности к работодателю

Если у большинства сотрудников отсутствует мотивация продуктивно работать — очевидно, они знают, что в этой компании повышают не за профессионализм, а за гораздо более прозаичные качества.

9. Отказ сотрудников от перевода на другую должность

Если кому-то предлагают повышение и хорошую зарплату, а он не соглашается — скорее всего, на менее престижной и низкооплачиваемой позиции этот человек зарабатывает гораздо больше, просто мало кто об этом знает.

10. Сотрудник, уходя в отпуск, не делегирует свои полномочия коллегам

Это означает, что определенные процессы в компании зависят не от управленческого механизма, а от конкретного человека, что "не есть хорошо".

11. Личные или родственные связи сотрудников с контрагентами компании

Один из самых распространенных методов воровства — через приближенных подрядчиков и контрагентов. Это отдельная тема, достойная не одного десятка публикаций.

12. Непрозрачный процесс подготовки бухгалтерской отчетности

Сюда также можно отнести низкий уровень раскрытия информации в отчетности.

Мы не призываем вас "доносить" или "стучать". Эти понятия — пережитки смутных времен СССР. Компания — это единый механизм, в котором существует четкое распределение выгоды. И если кто-то пытается незаконно получить больше, чем ему положено, он ворует у других сотрудников, в том числе и у вас лично. Помочь предотвратить воровство — это не только ваше право, но и обязанность. К тому же, руководство ценит сотрудников, которые беспокоятся не только о размере собственной зарплаты и обеде с 13:00 до 14:00, но и о благополучии всей компании. Если вы нацелены на карьерный рост, вам стоит обращать внимание на перечисленные признаки.

Помните, мошенничество — это "умышленное действие или бездействие, целью которого является получение неправомерной выгоды в ущерб интересам компании". Ваша задача, как и любого другого сотрудника, минимизировать возможный ущерб. Поэтому будьте внимательны, не воруйте, не поощряйте воровство — и путь по карьерной лестнице будет светлым, а не тернистым.