Защита национального производителя по-украински — как делать не надо
Все 25 лет независимости власть пытается защитить национального производителя, но никак не получается. Ни одна отрасль не получила реальной поддержки, а программы помощи похожи на прикрытие распила денег — иначе зачем принимать то, что не работает?
Вообще-то защищать важные для экономики отрасли или поддерживать те, которые объективно нуждаются в поддержке, необходимо. Украина не всегда может конкурировать на равных с западными производителями. Айтишники справятся, аграрии тоже — в части подсолнечного масла, семечек, зерновых, меда. Но другие отрасли экономики все-таки менее конкурентоспособны: украинских авто или компьютеров, считай, нет.
С другой стороны, из-за правил ВТО, Соглашения об ассоциации с ЕС или ЗСТ с Канадой Украина ограничена в способах поддержки национального производителя.
Как бы там ни было, а никакой реальной поддержки от существующих программ отрасли украинской экономики не получили. Чтобы доказать это, вспомним, как Украина защищала национального производителя и что из этого получилось.
Космическая отрасль — агентство есть, а отрасли нет
Сначала посмотри смешное видео с неудачным запуском российской военной ракеты:
Весело? Мы хотели дополнить эту подборку еще одним видео — удачным запуском украинской ракеты или видео об успехах украинской космонавтики. Но, к сожалению, дела у украинской космонавтики идут так плохо, что над ней смеются во всем мире. Некоторые депутаты постарались добиться таких высоких результатов в международном цирке.
Но давай обо всем по порядку.
Украина выделяет деньги на развитие космической отрасли, у нас даже есть профильное агентство ― Государственное космическое агентство Украины. Это якобы доказывает, что страна особо заботится об освоении космоса. Однако космическая отрасль Украины в очень плохом состоянии. Такие же агентства есть и в США, и в России, и в Китае. Достигли они большего, чем украинское: кроме запуска ракет и спутников, осуществляли еще и пилотируемые космические полеты. Да и бюджеты у них значительно больше украинского. Если у украинского 250-300 миллионов долларов, то у российского 4,7 миллиарда.
Частные компании, работающие в космической отрасли, тоже куда эффективнее. Например, SpaceX Илона Маска. В отличии от нашего агентства, она только в 2016 году успешно запустила в космос 8 ракет-носителей Falcon-9 и 2 космических корабля Dragon.
Чтобы составить мнение о том, насколько продвинуто наше космическое агентство, просто посмотри для начала на их сайт. Чувак, не поленись — посмотри на этот "Привет из 90-х"! Это сайт агентства, которое контролирует одну из самых технологичных индустрий Украины — космическую.
Украинское космическое агентство упустило все возможные шансы, залезло в долги, сорвав контракт с "Боингом". Но нам непонятно, как с таким сайтом они вообще смогли что-то Боингу продать?
Скандалом также окончилось сотрудничество Украины и Бразилии. Еще в 2004 году был подписан договор, согласно которому украинцы должны были разработать и испытать ракетоноситель "Циклон-4", потом изготовить его макет, ну и естественно предоставить уже готовый летный образец. Украинская сторона получила кредит в 150 миллионов долларов под госгарантии, договор заключался до конца 2006 года, когда мы должны были сдать проект. Однако Украина попросила передвинуть сроки до 2009 года, а в 2009 году запросила дополнительно 83 миллиона долларов и снова захотела сроки до 2011 года. В апреле 2015 года бразильцы прекратили сотрудничество, так как конструкторская документация все еще не была готова. Украинцы пожали плечами: мол задержались, потому что дорабатывали и улучшали конструкторские решения. Одной из причин провала стала деятельность, а вернее бездеятельность КБ "Южное", которое тормозило реализацию проекта, постоянно дорабатывая уже готовые решения.
Схожая участь постигла заказ от нашего Минобороны на проектирование и постройку ракетного комплекса "Сапсан". Договор заключили еще в 2008 году, и снова-таки в конструкторском бюро переносили сроки несколько раз и увеличивали оговоренный бюджет ― пока Минобороны не разорвало сделку в 2013 году.
Также был зафиксирован факт уменьшения уставного фонда бюро с 42% до 18% в общем фонде коммерческого банка "Новый" за период с 2005 по 2015 год без согласования с агентством, и следовательно, без ведома государства. Кроме того, открыто уголовное производство, поскольку руководство бюро вместе с начальниками банка приняло решение кредитовать неплатежеспособные банки. Странное совпадение ― банки "Таврика" (получил 1 миллион гривен), "Крещатик" (3 миллиона) и "Дельта Банк" (5 миллионов) вскоре после получения кредита становились банкротами.
Напрашивается вопрос: зачем нам нужно это космическое агентство, если результатов его деятельности нет, а скандалы и сорванные сделки есть? Агенство, которое последний раз запускало зонд в космос еще в 2011 году и не смогло спроектировать спутник для Украины, а потому пришлось его заказывать в Канаде.
Вот список людей, которые руководили Государственным космическим агентством Украины и ответственны за состояние дел в отрасли:
Юрий Сергеевич Алексеев ― 2005-2009 годы и 2010-2014 годы, пока его не люстрировали.
Олег Семенович Урусский ―с января по август 2015 года.
Любомир Юрьевич Сабадош ― с августа 2015 по июль 2016 года.
И отдельно хочется упомянуть Дегтярева Александра Викторовича ― руководителя КБ "Южное" с 2010 по 2016 год, которое неоднократно срывало сделки и задерживало конструкторскую документацию.
С 2008 по 2015 год выпуск украинских автомобилей сократился в 65 раз
Под разными предлогами в Украине вводились защитные меры для поддержки автомобилестроения, например, спецпошлины на импортные автомобили. Однако они не помогли поддержать нашего производителя. В 2015 году Запорожский автозавод выпустил 3937 машин. Вместо десятков и сотен тысяч потенциально импортированных автомобилей, 40-миллионный рынок потребителей получил лишь 4 тысячи авто.
Для сравнения, в 2008 году ЗАЗ выпустил 257,6 тысяч авто. В то же время в Словакии в 2008 году производилось более 500 тысяч авто, а в 2015 году эта цифра перевалила за миллион.
Почему настолько сильно упало производство украинских автомобилей? Во-первых, из-за цены: большинство украинцев не могут позволить себе покупку автомобиля, а если нет спроса, нет и предложения. Во-вторых, украинцы не доверяют отечественным автомобилям, и если есть деньги, предпочитают японские и немецкие машины.
Заградительные меры ударили и по смежным отраслям. Авто надо обслуживать, ему нужен бензин, запчасти. Меньше машин — меньше рабочих мест в этих сферах.
Да, мы помним, что чем меньше в городе машин, тем лучше для экологии и тем города безопаснее. И транспортная инфраструктура городов уже не справляется с обилием авто — ты видишь это каждый день в пробках. Но это не отменяет того, что "поддержка" украинского автомобилестроения обернулась глупостью. Когда принимали это решение, думали совершенно не об экологии.
Украинский производитель смог разве что переделать китайское авто и продать его в три раза дороже
Взять хотя бы пример "Новой Славуты", которая рекламировалась как украинский автомобиль. Slavuta Nova стоит 146 тысяч гривен — как неплохая подержанная иномарка. По сути это переделана китайская Chery Riich G2, правда, китайский аналог стоит втрое дешевле.
Slavuta Nova. Фото: Сергей Мостовой
На устаревшие шахты Украина тратила столько же, сколько на армию
В 2014 году расходы на поддержание государственных шахт были сопоставимы с расходами на обеспечение деятельности ВСУ — это в воюющей стране. Это свидетельствует о том, что как минимум приоритеты были расставлены неправильно. Да и поддержка явно не помогла, учитывая, сколько аварий постоянно происходит на шахтах.
Черный рынок металлолома сводит на нет усилия государства
В Украине действует экспортная пошлина на лом черных металлов, и Минэкономразвития выдает квоты на экспорт. Эта мера ограничивает вывоз сырья из Украины, она должна защитить украинских производителей изделий из металла от нехватки сырья. В принципе это разумная мера, но она никак не защищает отрасль. Масштаб вывоза металлолома из Украины поражает. В 2015 году было вывезено 1,2 миллиарда тонн. Этого хватило бы, чтобы построить 21 тысячу км железнодорожного полотна или 46 небоскребов Бурдж-Халифа — это самое высокое здание в мире.
В январе-ноябре 2016 года дефицит металлолома на внутреннем рынке Украины составлял 582 тыс. тонн — 17% от потребности. В 2015 и 2014 — 22% и 15% соответственно.
Из-за заградительных мер предприятия по операциям с ломом черных металлов в январе-ноябре 2016 года сократили его экспорт на 78,6% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Несмотря на это, Украина в 2016 году нарастила импорт металлолома в 8,6 раза по сравнению с январем-ноябрем 2015 года.
Причина проста: в Украине сложился черный рынок металлолома. Сырье все равно уходит за границу по черным схемам в обход и бюджета, и отечественных металлургических комбинатов.
Ограничивать экспорт лома нужно — это ценное сырье. Но одновременно с этим нужно усилить борьбу с контрабандой, иначе поддержка становится похожей на простую формальность — теперь политики могут говорить избирателям, что якобы защитили украинских производителей.
Наши пошлины вызывают ответную реакцию других стран
Если национальные производители получают убытки из-за более качественного иностранного продукта, они могут подать жалобу в Министерство экономического развития и торговли. МЭРТ проводит расследование, по результатам которого можно ввести торговые пошлины. В теории пошлины вполне адекватные и их хватает, чтобы возместить убытки. А вот на практике они иногда настолько завышены, что иностранным фирмам становиться убыточно торговать в Украине. У них остается два выхода: искать более лояльные рынки сбыта или пригрозить ответными ограничениями, как это сделала Япония в ответ на украинские пошлины на импорт автомобилей.
Как защищают национального производителя в других странах
ЕС дотирует сельское хозяйство стран-членов и устанавливает квоты для беспошлинного экспорта из Украины. Это тоже мера, которая защищает европейского производителя от украинской экспансии — все-таки у Украины сильное сельское хозяйство. В Испании существует Национальная ассоциация чеснока, которая защищает интересы изготовителей на рынке ЕС.
Но защищать надо грамотно, а не формально или даже в ущерб экономике. Вот несколько вариантов: налоговые льготы, дешевые кредиты, действенный механизм возмещения НДС. К тому же, не нужно поддерживать национального производителя только потому, что он национальный, пытаться защитить вообще всех. Стоит поддерживать отрасли, которые действительно нуждаются в помощи.
А некоторые отрасли и вовсе хорошо живут без господдержки, например, IT-сфера. Со стороны айтишников периодически раздаются призывы помочь им завоевать мир, но правительство пока не ведется. И учитывая, как необдуманно Украина помогает тем, кому хочет помочь, еще не факт, что отсутствие поддержки — это плохо. Единственным подобием протекционизма можно назвать то, что государство не обращает внимания, что айтишники массово оформляются на упрощенной системе налогообложения, хотя по факту работают в крупной компании.