Только вперед: как транспорт может обеспечить рост ВВП Украины на 30%

Среди анти-рейтинга символов нашей страны убитая транспортная инфраструктура занимает чуть ли не первое место, а вечные проблемы Укравтодора уже давно вызывают скепсис у всех украинцев. Но не будь так категоричен - огромная проблема всегда скрывает колоссальные возможности. Мы решили рассказать тебе о перспективах, транспорте в целом и, конечно же, оформили все это в удобный формат твоих любимых графиков. Поехали!

Украинская транспортная отрасль полна противоречий: с одной стороны, через нашу территорию проходят десятки тысяч километров дорог, путей и транспортных коридоров, а с другой — она еще недостаточно развита, чтобы приносить ощутимый доход госбюджету.

Правительство регулярно забывает о том, что нужно развивать транспорт

Еще бы, ведь в Украине и так хватает проблем. Например, упадок тяжелой промышленности, в том числе и металлургической, которая всегда была кормильцем украинской экономики. В общем, какое кому дело до транспорта, когда страдают когда-то самые прибыльные отрасли страны.

Но мало кто задумывается на самом деле, что без адекватного функционирования транспортной системы, тяжелая промышленность не сможет приносить желаемое количество дохода в бюджет. Сейчас цены на железнодорожные грузоперевозки металла и руды несправедливо низкие и это уничтожает целые отрасли.

Судя по рейтингу логистической эффективности, мы все еще остаемся конкурентноспособными на международном рынке — показатели выше чем у России и Грузии, но ниже, чем у Турции и Польши. При этом до 2015 года включительно наш рейтинг стабильно рос, но в текущем году что-то явно пошло не так.

 

Рейтинг логистической эффективности

А вообще можно с умом взяться за решение транспортной проблемы: отремонтировать все автомобильные и железные дороги хотя бы по основным транспортным коридорам, проходящим через Украину. Наконец-то страна с огромным транзитным потенциалом покажет себя! Но пока перевозчику выгоднее обойти Украину стороной, чем по пять раз ремонтировать автомобили, которые страдают от дорог, по которым, такое ощущение, что прошелся метеоритный дождь.

Хватит о плохих дорогах, посмотри лучше ролик о том, как Министерство инфраструктуры пытается убедить иностранных инвесторов вложить кучу денег в развитие украинского транспорта. Оказывается, у нас 18 международных аэропортов и 210 тысяч км автомобильных дорог. С количеством у нас все прекрасно, а с качеством?

 

Украина — важный транспортный узел, соединяющий Европу, Азию и Ближний Восток

Ты еще со школы знаешь про путь "из варяг в греки" и что Украина обладает не просто выгодным, а сверхвыгодным географическим положением. А все потому что по территории нашей страны проходит пять крупнейших транспортных коридоров, призванных торгово-экономически связать несколько частей света.

 

Транспортные коридоры Европы

Фото — Wikipedia

Вот так выглядит далеко не самый унылый транзитный рейтинг Украины. Уже сейчас мы можем зарабатывать неплохие деньги на перемещении международных грузов.

В Украине одна из самых длинных сетей железных дорог в Европе

И она насчитывает 21,7 тыс км железнодорожных путей. Это немного меньше чем у Франции, и немного больше чем у Польши, например.

 

Общая протяженность железных дорог

 

Такая протяженность железной дороги скрывает в себе огромный потенциал относительно как и грузо- так и пассажироперевозок. Но, как обычно, у нас в стране радости без грусти не бывает: 90% железнодорожных составов изношены, и поэтому не могут обеспечивать максимальный грузооборот как национального так и транзитного характера. А это значит, что украинская экономика в случае закупки новых составов и ремонта старых может получать еще больше денег в бюджет с грузооборота отечественных железных дорог. Может, но видимо не сегодня.

 

Динамика грузоперевозок ж/д

 

Если брать общие показатели железнодорожной ветки транспортной системы, то вдруг оказывается, что не все так плохо: мы находимся на 34 месте в рейтинге конкурентоспособности железнодорожного транспорта по версии Всемирного экономического форума. Мы не совсем на дне, но раньше мы занимали 28 и 25 место в 2015 и 2014 годах соответственно.

 

Рейтинг ж/д инфраструктуры

Самый большой объем грузоперевозок в Украине все еще осуществляется автомобильным транспортом

И это при том, что состояние дорог в Украине не самое лучшее. И это мы еще не упоминали о ценах на топливо.

Сейчас украинская экономика теряет 30% ВВП ежегодно из-за неудовлетворительного состояния автомобильных дорог. Треть ВВП — просто вдумайся в эти слова. 

Но с другой стороны, мы понимаем, что украинской экономике есть куда расти, и можно добиться хороших результатов, если просто отремонтировать все дороги.

 

Потери Украины из-за плохого качества дорожного покрытия

 

Украина занимает пятое место с конца в рейтинге качества автомобильных дорог

В то время как Укравтодор и Министерство обороны не могут решить, кто виноват в порче асфальта в центре Киева, наша страна оказывается на 132-м месте из 137 стран по уровню качества автомобильных дорог.

Но это не самый худший результат — в 2013/14 годах году мы были значительно ниже в списке. То есть за три года мы сумели отремонтировать свои дороги в объеме, что соответствует 12 позициям в мировом рейтинге.

 

Качество дорог во всем мире

 

Но что-то начинает меняться в лучшую сторону

Ты не поверишь, но в последнее время что-то в этой части транспортной системы Украины действительно начало меняться. Например, Укравтодор в начале лета запустил онлайн-карту ремонта дорог, правда в тестовом режиме. Она позволяет посмотреть, какие участки находятся в ремонте, и наша любимая опция карты — сколько на каждый из них выделено финансирования. К тому же, транспортная отрасль вошла в число приоритетных для развития в Украине среди задач Кабмина на 2016 год.

Водный транспорт — самая невостребованная отрасль транспортной системы Украины

 

Динамика грузоперевозок

 

И очень зря.

Экономической эффективности этого вида транспорта просто нет равных: стоимость таких перевозок в два раза меньше стоимости использования автомобильного транспорта или железнодорожных составов. Учитывая даже объемы использования топлива на перевозки, речной транспорт выигрывает даже в этой категории.

Стоимость внутренних грузоперевозок

Днепр как главная водная артерия Украины обладает несравнимым потенциалом как по грузоперевозкам внутри страны, так и международным. Европейские страны уже давно пришли к решению использовать речной транспорт на полную, а именно уменьшить долю перевозимых грузов автомобильным транспортом и перекинуть ее на водный и железнодорожный. Такой транспортной политикой ЕС хочет добится снижения энергозависимости транспортного сектора и минимизации выброса выхлопных газов в атмосферу. Сейчас в Евросоюзе доля грузоперевозок речным транспортом равняется 5,8%, в Украине — 1%. При этом, степень физического износа отечественного речного транспорта характеризуется 80%.

Развитие транспортной инфраструктуры приведет к интеграции Украины в мировые рынки

Пока состоянию транспортной инфраструктуры нашей страны еще далеко до идеала. Обладая мощнейшим транспортным потенциалом, мы не можем его реализовать по банальным причинам: из-за убитых дорог и транспорта в целом. Все это ограничивает объем транзитных потоков, а следовательно не позволяет госбюджету страны зарабатывать с международного грузопотока.

Очень жаль, что мало кто в Украине понимает, что стабильность экономики у нас на прямую зависит от качества транспортной инфраструктуры, учитывая тот факт, что, например, автомобильный транспорт — самый востребованный в стране.  А старик Рузвельт понимал. Одним из первых шагов по стабилизации экономики США во времена Великой депрессии было строительство, ремонт и улучшение всех шоссе и магистралей.

 

Мы подготовили еще массу интересной информации и красочных графиков в рамках спецпроекта о транспортной системе Украины. Включайся и качай, чтобы узнать об украинском транспорте еще больше! :)

Спецпроект по украинскому транспорту