12 графиков о железных дорогах Украины

Летняя отставка польского рокера и украинского железнодорожника Войцеха Балчуна с поста главы "Укрзализныци" стала одной из самых громких отставок этого года в Украине. Мы расскажем тебе в картинках о том, в каком состоянии достались рельсы, шпалы, вагоны и остальное хозяйство новому начальнику железной дороги Евгению Кравцову.

В Украине невысокая плотность железнодорожного покрытия

По общей протяженности рельсов Украина занимает 14 место в мире и четвертое в Европе. Но по плотности покрытия мы отстаем от многих стран. На каждый квадратный украинский километр приходится 35 метров железной дороги. Для сравнения: в Германии этот показатель составляет 121 м/кв. км, во Франции — 54 м/кв. км. Если верить всезнающему ЦРУ, по протяженности путей Украина в 2014 году была сравнима с Польшей и Италией, каждая из которых меньше нашей страны в два раза.

 

Протяженность ж/д путей

Общая длина железных дорог сокращается

Это происходит на протяжении всех лет независимости Украины. В 1991 году протяженность составляла 22,79 тысячи километров, и с тех пор она уменьшилась на восемь процентов. При этом около 15% путей используются мало или вообще не используются. Чтобы избежать закрытия полузаброшенных веток, "Укрзализныця" хочет брать деньги на их обслуживание с местных властей и компаний, которые пользуются такими дорогами.

 

Общая протяженность ж/д путей в Украине снижается

Но даже если закрыть все 3,5 тысячи незагруженных километров, общей длины украинских путей все еще будет достаточно, чтобы покрыть расстояние от Киева до новозеландского острова Саут-Ист, он же — Рангатира на языке маори. Это самая удаленная от нашей столицы часть земной суши: расстояние до острова от Майдана Незалежности, который принят за точку отсчета, составляет 17,8 тысячи километров.

сравнение длины

Украина имеет железнодорожное сообщение с шестью странами ЕС

Больше всего поездов ходит в Польшу: по четыре состава каждый день возят пассажиров из Киева, Львова и Ковеля до Варшавы, Перемышля, Кракова, Вроцлава и Хельма. Ежедневно из Киева ходит поезд до чешской Праги, и к нему же цепляют вагон до столицы Словакии Братиславы. Также каждый день из столицы отбывает поезд Киев–Будапешт, который проходит через Львов. Скоро столицу Галичины свяжут с главным городом Венгрии отдельным маршрутом, попутно превратив Мукачево в большой железнодорожный хаб, через который будут ездить поезда в Европу и из Европы. Еще из Украины можно доехать до румынского Бухареста и болгарской Варны, а 10 декабря 2017 года к этому списку стран добавится Австрия. В этот день запустят прямой состав Киев–Вена, для которого Крюковский завод даже сделал новые модные вагоны. Поезд будет ехать через Львов и Будапешт.

 

в какие европейские страны ходят поезда из Украины

Большинство пассажирских вагонов Украины старше самой Украины

Новые вагоны — это хорошо, но нужны они не только для венского поезда. В своей презентации для инвесторов, составленной еще при Балчуне, "Укрзализныця" утверждает, что изношенность парка пассажирских вагонов составляет 87%. Примерно такое же количество вагонов, 83%, достигло как минимум 26-летнего возраста. Вряд ли это совпадение. 63% вагонов колесили по УССР, когда ты еще, возможно, даже не родился.

Возрастной состав пассажирских вагонов

Если думаешь, что хуже быть не может, покатайся на дизелях или электричках: там парк изношен на 90%. А грузовые вагоны изношены еще сильнее.

Железная дорога — это 42% украинского пассажирооборота

Это сказано в той же презентации. А по информации Госстата, в 2016 году услугами железной дороги воспользовались 0,39 миллиарда человек. Все виды транспорта в тот же период суммарно перевезли 4,85 миллиарда.

 

Структура перевозки пассажиров

Меньше половины наших путей электрифицированы

Старинные вагоны не единственная проблема. Всего 10 тысяч километров Украины пригодны для работы электровозов и электропоездов. В Польше и Италии, например, электрифицированы по 17 тысяч километров. А общая протяженность железнодорожных путей в каждой из этих стран примерно равна украинской.

Это важно потому, что электротяга выгодна: ее себестоимость на 55–60% ниже, чем у теплотяги. Дальнейшая электрификация помогла бы беречь ресурсы, содействовала бы энергетической независимости Украины, сделала бы перевозки быстрее и экологичнее, увеличила бы пропускную способность путей. 47,4% — это мало.

 

Меньше половины путей электрифицированы

Нужны новые зерновозы

Украина активно экспортирует зерно, 91% которого вывозят из страны через порты. Но до порта эти проценты тоже нужно довезти, и для этого используют преимущественно железные дороги. Зерно из элеваторов едет до моря в специальных вагонах — зерновозах. В 2014 году 64% зерна доставили в порты с помощью железных дорог. В общем, зерновозы — это важно для аграрной логистики.

Нормальный срок службы зерновоза — 30 лет. Из 15 тысяч украинских зерновозов этого возраста достигли почти десять тысяч. Еще 3,7 тысячи близки к истечению срока годности. Интересно, что количество зерновозов в возрасте от 11 до 24 лет аномально низко — всего 132 штуки. Это объясняют тем, что десять лет назад сравнительно новых вагонов для зерна было достаточно, а о будущем никто и не думал. Потом спохватились и начали наконец обновлять парк.

 

возрастная структура зерновозов

Большинством зерновозов владеет "Укрзализныця"

74% зерновозов принадлежат "Укрзализнице" и другим государственным компаниям. Например, в 2014 году семью процентами владел Стрыйский вагоноремонтный завод. Лишь около четверти зерновозов принадлежат частникам. Так что предъявлять за их возраст нужно государству, раз уж оно у нас монополист. А еще лучше — избавиться от монополии, а то скоро не в чем будет возить зерно. А пока большие компании просто покупают свои зерновозы.

 

собственники зерновозов

Уровень капитальных вложений "Укрзализницы" в последние годы падал

Капитальные вложения — это именно те деньги, которые должны расходоваться на модернизацию оборудования, совершенствование инфраструктуры и услуг. В отличие от инвестиций, капитальные вложения почти всегда предназначаются для конкретных целей и бизнес-процессов. В случае с "Укрзализницей" нехватка капитальных вложений мешает обновить парки вагонов, тепловозов и электровозов, пути и контактную сеть. В 2016 году фактический уровень капвложений поднялся по сравнению с 2015, но до предыдущих лет пока далеко.

 Фактический уровень капитальных вложений

 

Будем хотя бы надеяться, что разница между 2015 и 2016 — это начало положительной тенденции, а не случайное явление. Надежду укрепляет статистика за первое полугодие 2017 года: капитальные инвестиции в этот период выросли на 80% по сравнению с первым полугодием 2016. Компания планирует, что всего по итогам года более восьми миллиардов гривен капивестиций пойдут на обновление подвижного состава.

Зарплаты тоже выросли

На "Укрзалиницю" работают 280 тысяч человек. Она является крупнейшим работодателем в стране, а для некоторых регионов — градообразующим предприятием. Компания повысила зарплаты персонала в первом полугодии 2017 года по сравнению с тем же отрезком 2016 на 32,4%. По итогам этого года средняя зарплата железнодорожников составит 7681 гривен в месяц против 7100 гривен в среднем по больнице, то есть по Украине.

Повышение з/п сотрудникам Укрзализныци

Железные дороги — в десятке крупнейших налогоплательщиков Украины

По итогам первого полугодия 2017 года "Укрзалиныця" находится на восьмом месте в списке предприятий, которые больше всего пополнили бюджет налогами. За первые шесть месяцев железнодорожники заплатили 4,6 миллиарда гривен. В прошлом году, по сведениям Государственной фискальной службы, они принесли бюджету страны 9,4 миллиарда. Сама "Зализныця" называет намного большую сумму — 15 миллиардов. И заодно хвалится, что обеспечивает три процента украинского ВВП.

 

Налогоплательщики

Железная дорога, автомобильные трассы, реки — это вены, по которым несутся люди и товары — кровь экономики. От того, насколько развита транспортная инфраструктура, зависит уровень экономического развития страны и отдельных областей. Чтобы сделать транспортную инфраструктуру понятнее, мы готовим второе издание инфографического справочника "Транспорт Украины", в котором расскажем, как транспорт влияет на экономику страны. Чтобы получить справочник первым, кликни по баннеру ниже. В день выхода мы сообщим, где скачать справочник.