11 косвенных, зато наглядных признаков восстановления украинской экономики

Высокопоставленные чиновники хором отчитываются о восстановлении роста украинской экономики, но ты не видишь реального улучшения ситуации вокруг себя. Мы подобрали для тебя несколько признаков того, что статистика не врет и украинская экономика действительно потихоньку выздоравливает. Некоторые из этих симптомов ты уже скоро сможешь увидеть глазами и потрогать руками.

В 2016 году ВВП Украины после долгого падения наконец-то показал рост, хотя и довольно скромный — 2,3%. Всемирный банк прогнозирует примерно такое же увеличение и в 2017 году. Поскольку очень большую долю ВВП составляют налоги, то и в росте показателей они сыграли важную роль. И особенно тут отличилась группа компаний "Нафтогаз".

1. "Нафтогаз" перестал брать и начал давать

Из десяти главных налогоплательщиков Украины за 2016 год четыре входят в группу "Нафтогаз" — это ПАО "Укргазодобыча", НАК "Нафтогаз", ПАО "Укрнафта" и ПАО "Укратрансгаз". Вместе они заплатили в казну 68,9 миллиарда гривен, то есть примерно 12% доходной части бюджета. Почти 55 миллиардов из этой суммы пришлись на "Укргазодобычу" (38,6) и "Нафтогаз" (16,1), что на 17 миллиардов больше в сравнении с 2015 годом.

 

Крупнейшие налогоплательщики

 

НАК "Нафтогаз" вообще впервые за последние пять лет оказался в плюсе, а впервые за последние десять обошелся без бюджетного финансирования. Например, в 2015 году компания заплатила  около 18 миллиардов гривен налогов, но при этом получила из бюджета около 30 миллиардов. В 2016 самым прибыльным направлением деятельности "Нафтогаза" стал транзит газа, принесший компании 28,7 миллиардов.

По-прежнему убыточной, правда, остается оптовая торговля газом, но и тут есть чем похвастаться: в 2016 убыток в этом сегменте составил около 3 миллиардов, а еще в 2015 эта цифра равнялась 42,4 миллиарда. Именно эта разница, вызванная реформированием газового рынка, и позволила компании стать прибыльной. Государство избавилось от ненасытного пожирателя бюджетных денег и получило крупного налогоплательщика.

Это позволило потратить освободившиеся средства на более правильные вещи, чем поддержка всем миром неэффективной компании. Так, неимущие получили возможность воспользоваться адресными субсидиями, а финансирование обороны выросло в 2,5 раза по сравнению с 2014 годом.

 

Поддержка нафтогаза

 

2. Впервые за почти два десятилетия получил прибыль украинский океанский флот

Да, есть у нас и такой. Он невелик и состоит из всего 11 крупнотоннажных судов, из которых в собственности государства остаются четыре: "Капитан Русак", "Иван Голубец", "Алексей Слободчиков" и "Профессор Михаил Александров". Их, к слову, тоже собираются приватизировать. Так вот, этот рыболовный флот в 2015 году впервые с 1997 принес прибыль — 19 миллионов гривен.

Около 10 миллионов из них составили дивиденды государству, то есть впервые за долгие годы украинский бюджет пополнился от деятельности этой могучей флотилии. Сумма, которую она принесла стране, сопоставима, например с расходами бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство в 2016 году — 12,5 миллионов гривен.

Этот успех не был случайным или единичным: в 2016 году прибыль составила уже 23 миллиона. По словам главы Минагрополитики Тараса Кутового, это стало возможным благодаря системным реформам.

3. Иностранные авиаперевозчики опять поверили в Украину

Это массовое явление. Грузинская компания Georgian Airways, она же Airzena возобновила полеты в Киев. Это произошло спустя три года после того, как этот перевозчик отказался летать в украинскую столицу — вероятно, из-за ценовой войны. Теперь грузинский флагман авиаперевозок не только вернулся в Киев, но и объявил об открытии прямого рейса из Харькова в Тбилиси. Хорошая новость, учитывая, что Грузия становится все популярнее среди украинцев как туристическое направление.

Польский авиаперевозчик LOT, вдохновленный более чем 80% загруженностью на рейсах из Украины, тоже проявляет к нашему рынку все больше интереса и увеличивает свое присутствие на нем. Будут открыты маршруты из Варшавы в Днепр, Ивано-Франковск, Ровно и Винницу, а также увеличено число полетов в Киев и Львов.

Примеру грузин и поляков следуют итальянская компания Alitalia, запускающая прямой рейс из Киева в Рим, а также "Австрийские авиалинии", которые добавляют три рейса в Одессу и Львов.

Лоукостеры не отстают. Крупнейший из европейских, Ryanair, запускает 11 рейсов (четыре из Киева, семь из Львова), а коммерческий директор компании  Дэвид О'Брайен говорит, что это только начало. По его словам, рейсов может быть еще 50, ведь Украина — это большие возможности и потенциал. Особенно ему нравится, как у нас развивается IT.

Крупнейший лоукостер в Центральной и Восточной Европе, венгерская компания  Wizz Air, также активизируется в оживающей Украине. Возобновлены полеты из Львова, будут запущены несколько рейсов из Киева, а ведь пару лет назад украинские события вынудили этого перевозчика сократить свой флот здесь до одного самолета.

Все это говорит о том, что бизнесмены от пассажирской авиации снова верят в возможности украинского рынка, платежеспособность жителей нашей страны и в общее улучшение экономического положения.  Об этом прямо сказал посол Латвии, комментируя возобновление рейсов из Риги в Одессу компании АirBaltic.

4. H&M к нам приходит

Все знают, что H&M — это крутой шведский масс-маркет  бренд одежды и крупнейшая в мире сеть fast fashion. У них пока нет магазина в Украине, о чем многие у нас очень жалеют.

Согласно опросу, H&M занимает второе место среди мировых брендов, чьего появления в своей стране ждут украинцы. Этих магазинов одежды не хватает 39,4% участникам исследования — с большим нетерпением украинцы дожидаются только IKEA (46,8% проголосовавших). Даже Apple Store и Walmart не так нужны.

 

Каких магазинов не хватает украинцам

Каких сетей магазинов не хватает украинцам?

И кажется, H&M собирается. За последние несколько месяцев  глава этой компании по развитию новых рынков Маттиас Ламберг дважды посетил Киев, где присматривал подходящий торговый центр. Первый в Украине магазин H&M может открыться осенью 2017 года или весной 2018.

Этот уже могло произойти в 2014 году — даже был согласован текст договоров по открытию магазинов. Но из-за бурных событий того времени и падения уровня жизни ритейлер отказался от своих планов. Теперь, стало быть, шведы считают, что экономика стабилизировалась, а украинцы в состоянии платить за фирменную одежду.

5. Spar будет развивать в Украине сеть своих магазинов

Spar — международная сеть продуктовых магазинов с годовым оборотом более 33 миллиардов евро, имеющая свыше 12 тысяч торговых заведений разного формата в 42 странах. Она и в Украине была когда-то, но тяжелая ситуация в стране в начале 2014 года привела к закрытию.

Теперь они возвращаются и собираются до конца 2017 года открыть 15 магазинов, а за три следующих года — довести число торговых точек до 50. Первыми будут осчастливлены жители Ровно.

Причем Spar планирует работать у нас в четырех торговых форматах: Spar Express (небольшие магазины у дома с торговой площадью до 200 кв. м), Spar (супермаркеты площадью в 200–800 кв. м), EuroSpar (супермаркеты побольше — 800-3000 кв. м) и InterSpar (гипермаркеты площадью свыше 3000 кв. м).

Очевидно, крупный нидерландский ритейлер верит в покупательную способность твоего кошелька, а также в то, что самые темные времена для украинской экономики, вероятно, остались позади. Приход или возвращение в Украину больших компаний из разных сфер деятельности вполне может рассматриваться как косвенный признак восстановления экономики. Она получит больше денег, вырастет коннкуренция, а тебе станут доступны более качественные товары и услуги по более приемлемым ценам.

6. Строящиеся индустриальные парки создадут тысячи рабочих мест

Индустриальные парки — замечательный инструмент ускоренного развития как региональной экономики, так и экономики всей страны. Они становятся площадкой для привлечения иностранных и внутренних инвестиций, местом открытия новых предприятий и производств.

Одни из таких центров в Украине в ближайшее время станет Львовская область. Уже в этом году должен принять первых клиентов парк в "Рясном-2" — микрорайоне на окраине Львова. Строит его нидерландская компания CTP, один из крупнейших застройщиков и собственников индустриальных парков в Европе.

Голландцы готовы вложить в этот парк до 80 миллионов евро, а клиентами станут транснациональные и украинские компании, небольшие предприятия — всего там разместятся около 30 компаний. По замыслу создателей, основными клиентами будут компании автомобильной и авиационной отраслей. Будет создано около трех тысяч рабочих мест.

И еще восемь тысяч человек смогут получить работу в парке, строительство которого должно начаться в селе Старый Ярычев, что в 20 км от Львова. А сам Старый Ярычев будет получать от парка в свой бюджет 40–50 миллионов гривен ежегодно, которые можно будет потратить на развитие населенного пункта.

11000 рабочих мест только в этих двух парках дадут многим местным жителям возможность трудоустроиться и получать хорошие по украинским меркам зарплаты, за которыми львовяне массово ездят  в Польшу.  Увеличится благосостояние тысяч семей на радость производителям товаров и услуг, которые получат готовых платить клиентов. И все эти люди будут платить налоги, пополняя наш общий бюджет, а он на налогах-то и держится.

7. Теперь еще и инновационный парк

Недавно открылся первый в Украине инновационный парк – Unit City. Это что-то вроде высокотехнологичного городка, разбитого на территории бывшего киевского мотозавода. Цель проекта — собрать в одном месте объекты бизнеса, образования, культуры, медицины. Малый и средний инновационный бизнес получит централизованный доступ ко всей необходимой для ускоренного развития инфраструктуре. Инвестор планирует потратить на это до 200 миллионов долларов.

 

Один из образовательных проектов этого парка – школа программирования. Она не только бесплатна, но и не требует от поступающих специальных знаний — только мотивацию и способность к нестандартному мышлению. Единственное условие — как минимум три года после окончания работать в Украине.  Так что для тебя это возможность бесплатно получить крутую специальность, а для Украины тысячи работающих в стране высокооплачиваемых интеллектуалов и развитие новых технологий.

8. Новый формат маркета дает возможность украинским производителям показать себя

В середине мая состоялся первый  "G48 market", где были представлены товары от более чем 150 украинских дизайнеров — от полиграфии до одежды и обуви. Основные отличия от похожих мероприятий — тщательный отбор по качеству и специальные цены.

Организаторы рассчитывают проводить его на постоянной основе, а это значит, что молодые дизайнеры получат доступ к покупателям, а ты получишь возможность купить по демократичной цене модную вещь и заодно поддержать отечественного производителя.

Чем-то похожим уже давно занимаются и "Всі.Свої" — серия регулярных маркетов украинских производителей, которая популяризирует отечественные бренды и дает им возможность показать товар лицом массовой аудитории. Такие проекты помогают развитию промышленной индустрии и экономики в целом.

9. Альтернативная энергетика — высокотехнологичная отрасль, привлекающая инвестиции

Вложение денег в возобновляемые источники энергии (ВИЭ) — мировой тренд. В 2015 году объемы инвестирования в "зеленую" энергию превысили инвестиции в традиционные источники вроде газа или нефти. Мир потратил на альтернативную энергетику, по данным Bloomberg, рекордные 329 миллиардов долларов.

 

Инвестиции в зеленую энергию

 

Некоторые страны уже больше половины необходимой энергии получают из альтернативных источников и собираются в ближайшие десятилетия полностью на них перейти. При этом центр развития этой отрасли перемещается из развитых стран в развивающиеся.

 

инвестиции в зеленую энергию по странам

 

Инвесторы вкладывают в ВИЭ не потому, что это так модно, а потому, что это выгодно. Цены на "зеленую" энергию из-за развития технологий стали конкурентоспособны. Во многих странах они уже сравнялись с ценами на полученную традиционным способом энергию, где-то стали ниже их, а иногда даже падают ниже нуля.

А что с этим в Украине?

У нас эта отрасль тоже растет, хотя до европейских показателей пока далеко. Пока ветер, солнце и другие источники дают Украине только 1% всей электроэнергии, но к 2020 году планируется увеличить этот показатель до 11%. Таков, по крайней мере, национальный план.

Если он будет выполняться, то страна получит инвестиции и новые рабочие места, а молодые специалисты — практический опыт работы в инновационной, технологичной сфере, который они смогут применить в энергетике и других отраслях. Ну а если он будет выполнен, ты станешь получать меньшие счета за электроэнергию, а Украина станет более энергонезависимой.

10. Украина очень быстро развивает отрасль электромобилей

Почти быстрее всех. По информации издания про электротранспорт InsideEVs.com, Украина занимает пятое место в мире по темпам развития электрокаров. Позади нас остались такие продвинутые государства, как Япония и США, а впереди — только Исландия, Швеция, Норвегия и Китай. Двигателем этого процесса стало желание "утереть нос Большой Нефти" из России, а результатами могут стать и другие хорошие вещи.

Развитие массового электротранспорта — это развитие предпринимательства. Эти авто требуют новой обслуживающей инфраструктуры, а это новые рабочие места. Электрокары выгодны службам доставки и такси, где такая машина позволяет сэкономить деньги, ведь езда на электричестве в разы дешевле, чем на бензине.

Электрокар — это еще и экология, то есть больше чистого воздуха в твоем городе и меньше твоих расходов на медицину. Кроме того, если Украине удастся сократить выбросы парниковых газов, то страна в рамках Парижских климатических соглашений получит не менее трех миллиардов долларов на экологию.

 

Электричество Украина производит сама, и развитие электротранспорта поможет снизить спрос на валюту для расчетов за ввозимое из-за границы топливо. Это хорошо для гривны, а значит, и для тебя.

11. IT дает стране валюту и привлекает крупные мировые компании

Экспорт IT-услуг — единственный вид украинского экспорта, который стабильно растет в последние годы. В 2015 году украинские айтишники оказали иностранным компаниям услуг на два с лишним миллиарда долларов — это 17% всего экспорта услуг, третье место по экспортному потенциалу после АПК и металлургии. И еще это 3% ВВП.

Украинские возможности в IT-сфере привлекают сюда крупные компании, которые открывают свои центры исследований разработки. Среди них, например,  Aricent, Boeing, Ericsson, Huawei, Oracle, Siemens и Teleperformance. Эти и другие компании нанимают украинских специалистов, платят им деньги — сравнительно небольшие по западным меркам, зато отличные для Украины. Айтишники покупают больше товаров и услуг, стимулируя развитие производителей, которые могут создавать рабочие места. И все они платят налоги, повышая благосостояние Украины.

 

Как видишь, в некоторых местах украинской экономики не все так плохо, и даже вроде бы  есть кое-какие перспективы.

 

Інфографічний альбом "Хіт-парад перемог"