Страну изменят не политики, а образованный народ

Считаете, что уже отучились свое и можете спокойно заниматься бизнесом? А зря. Ведь работать на вас и вместе с вами будут те, кто получает образование сегодня.
И в бизнес, и в политику однажды придут нынешние студенты. От того, чему и как они учатся, зависит будущее Украины. Есть ли оно, это будущее?

8 ноября в Киеве в Центре современного искусства M17 прошла первая масштабная всеукраинская конференция посвященная перспективам MOOC и других видов онлайн образования MOOCology Conference. Спикерами конференции выступили представители государственного, общественного и бизнес секторов. Среди них: Инна Совсун, Первый заместитель Министра образования и науки Украины; Ольга Свириденко, руководитель отдела по работе с учреждениями образования и науки Microsoft Украина; Роман Хмиль, директор фонда BrainBasket; Елена Хиль, глава ОО "Открытый университет Майдана"; Анна Балацкая, глава MOOCology Learning Hubs.

Также был представлен ряд украинских образовательных проектов: EdEra, Prometheus, Skills Academy. Мероприятие посетили более 450 гостей из 10 городов Украины. В результате за более чем 6 часов непрерывных выступлений и дискуссий спикеры и участники не только предложили сотни креативных идей, но и сформулировали "повестку дня" развития украинского образования на ближайшие несколько лет. Пройдемся по основным тезисам.

1. Наладить более тесное сотрудничество государственного и частного секторов в сфере образования.

На сегодняшний день у государства есть огромный ресурс, а у бизнеса инновационный потенциал, которые необходимо объединить для качественного реформирования системы образования. Современные потребности рынка труда, а также интенсификация процесса генерирования знаний делают забюрократизированную украинскую систему образования недееспособной. Основная проблема национальной системы образования в том, что она направлена не на развитие, а на консервацию рудиментов советской образовательной системы. Интеграция классических форм обучения в школах и университетах с современными технологиями, облегчающими использование информации, должны стать основой реформ.

Будущее образования — это стимул узнать больше, а не принуждение прочитать статьи из списка рекомендованной литературы.

2. Повышать мотивацию к обучению нужно не только среди учеников и студентов, но и среди преподавателей.

Учащихся и студентов часто обвиняют в лени и повальном нежелании учится. Такая проблема, конечно, существует, однако как насчет преподавателей?

Они также должны постоянно учиться и совершенствоваться: как минимум для того, чтобы не отставать от своих студентов, как максимум — чтобы научить их чему-то новому, полезному. Может ли преподаватель в архитектурном университете сделать из студентов профессионалов, если он не умеет пользоваться программой ArchiCAD, утверждая, что кульман и карандаш — последние (и единственные из необходимых архитектору) достижения науки. Сегодня преподавателей в Украине необходимо научить пользоваться современными информационными технологиями.

Согласитесь, очень странно, когда преподаватели ожидают от студентов 21 столетия желания учиться по методам и учебникам 70-х годов.

3. Современное образование в Украине должно изменить саму систему, в которой основную роль будут играть профессионалы, а не "решалы".

Образование в целом и онлайн образование в частности — инструмент повышения уровня профессионализма и трансформации взглядов на систему человеческих ценностей. Сегодня одна из основных проблем Украины, не менее значимая, чем война в Донбассе и экономическая нестабильность — отсутствие профессионализма, особенно среди государственных чиновников. Пора перестать "решать вопросы" и начать компетентно и профессионально подходить к любому делу.

Необходимо сформировать у современного поколения молодых украинцев понимание того, что образование — это не диплом, а та добавочная стоимость, которую они могут привнести в работу (и в государственную систему в самом широком понимании) при помощи своих знаний и навыков. 

Развитие human capital должно стать целью и основой всех реформ.

4. MOOC образование — уникальная возможность получить новые знания и навыки, не отвлекаясь от работы и семьи.

Онлайн-образование дает возможность получать качественные знания в любой сфере, и при этом не требует больших затрат времени и средств. Онлайн-образование — это основной инструмент воплощения в жизнь концепции lifelong learning, согласно которой вы учитесь не только в школе и университете, а в течение всей своей жизни.

Lifelong learning — это постоянное совершенствование профессиональных знаний и навыков, а также освоение тех сфер деятельности, которые вам просто интересны. MOOC-курсы — то, что помогает инженеру освоить психологию, а домохозяйке выучить иностранный язык.

Полную видеозапись конференции можно посмотреть здесь. А с 13 до 15 ноября на сайте MOOCology Conference в разделе "материалы" поочередно появятся презентации всех спикеров конференции, а также дополнительные фото- и видеоматериалы.