Отличные примеры того, как можно использовать всем доступные данные для бизнеса

За последние несколько лет Украина опубликовала в открытом доступе больше данных, чем за все время до этого: информация о госзакупках, расходах бюджета, наличии лекарств в больницах… И если наши бизнесмены пока что только пробуют зарабатывать на этой информации, то в мире это делают уже давно. Собрали вдохновляющие примеры.

В мире принято, что большинство полезных данных должны быть доступны, особенно данные о том, как работает государство. Эта концепция так и называется — открытые данные.

 

Их используют преимущественно в общественных проектах: они невероятно полезны, когда мы хотим разоблачить  чиновника или раскрыть коррупцию в госзакупках. Но использовать их в бизнесе — идея необычная, для нашей страны во всяком случае.

 

Исследование Глобального института McKinsey показало, что открытые данные ежегодно могут приносить бизнесу 3–5 млрд долларов прибыли. Другой отчет Open data institute утверждает, что потенциальный оборот подобных компаний в США может составлять 115 млрд долларов. Уже сегодня есть крутые стартапы, которые научились зарабатывать на открытых данных.

Farmerline — сельскохозяйственное приложение из Ганы

Аграрные страны Африки научились успешно использовать современные технологии. Компания Farmerline предлагает своим клиентам доступ к данным, которые пригодятся им в сельском хозяйстве. Онлайн-сервис делает рассылку о погоде, отправляет голосовые сообщения с полезной информацией. Платформа позволяет анализировать рынок сельскохозяйственной продукции и дает фермерам рекомендации по поводу выращивания разных культур.

Aspiria — сервис микрокредитов

Невероятно крутой пример использования открытых данных в сфере финансов — мексиканская компания Aspiria. Она предоставляет сервис, который на основе открытых данных анализирует денежный поток бизнеса. После анализа предприниматель получает рекомендацию о необходимой сумме кредита и может оформить микрозайм — от 10 до 150 тысяч долларов.

Колумбийский кредитор Lenddo

Он выдает небольшие кредиты заемщикам без кредитной истории. Чтобы оценить кредитоспособность заявки, компания анализирует рыночные данные и информацию из открытых источников: профили в соцсетях, данные о финансовых транзакциях и сайты электронной коммерции.

Платформа Lenddo используется в 20 странах мира, удобные инструменты обработки информации позволили 2 миллионам людей получить позитивные ответы на кредитные заявки. И это всего за 4 года.

ReConnect Energy — сервисы для зеленой энергетики

Индийская компания ReConnect Energy создала серию приложений, которые анализируют эффективность работы ветровых и солнечных установок и на основе полученных данных прогнозируют объемы выработки электричества. Предприятия, которые устанавливают альтернативные источники энергии, пользуются услугами ReConnect Energy для повышения уровня продуктивности своих установок.

Kalibrr борется с безработицей

Это филиппинский аналог популярного во всем мире LinkedIn. Особенность в том, что с его помощью работа сама находит тебя. Платформа обрабатывает поисковые запросы о трудоустройстве, анализируя информацию из интернета. Она предлагает соискателю возможные варианты работы, которые отвечают его желаниям, а работодатель получает перечень подходящих ему кандидатов.

Сервис еще достаточно молод, но его услугами пользуются 500 крупных компаний, в том числе Toyota, Lufthansa, Uber и Shell.

Бизнес-разведка от Timetric

Компания Timetric одной из первых начала использовать открытые данные в бизнес-разведке. Она анализирует отрасль своего клиента, используя большое количество открытых данных.  Специалисты формируют отчеты и рекомендации, которые могут быть доступны владельцам компаний даже через смартфон. Удобство Timetric в том, что она тратит на поиск и анализ данных намного меньше времени, чем классические консалтинговые агентства.

Сейчас  у компании есть офисы в 15 городах по всему миру.

Бизнес-стратегия от Infochimps

Сервис Infochimps предлагает маркетинговые решения, основываясь на интересных клиенту открытых данных. Сервис в режиме реального времени мониторит поисковые запросы, социальные сети, анализирует СМИ и интернет. Клиент может управлять направлением поиска данных, а также получать рекомендации по дальнейшему развитию маркетинговой и бизнес-стратегии.

GeoLytix помогает выбрать место для бизнеса

Это сервис по работе с геопространственными данными. Он занимается консультацией бизнеса: сотрудники компании обрабатывают открытые данные и предлагают выгодные для клиента локации. Анализируется наличие конкурентов, покупательского спроса и рабочее пространство.

GeoLytix также предлагает программы оптимизации систем доставки. Сервис давал рекомендации британским агентствам недвижимости и разрабатывал сети доставок товаров крупных сетевых ритейлеров.  

NYC Business Atlas — аналогичный проект в США

Еще один сервис, который помогает нью-йоркским компаниям выбрать лучшее место для размещения торговых точек в разных районах города. Анализирует интенсивность пешеходного движения, возраст жителей и различные экономические показатели.  

TuvaLabs учит работе с данными

В конце-концов, тренинги по работе с открытыми данными — тоже бизнес. Американская компания TuvaLabs проводит такие тренинги для молодых специалистов и бизнесменов. Она предлагает несколько наборов курсов, позволяющих научиться использовать разнообразные базы в зависимости от сферы интересов. Филиалы компании есть в Индии и Судане.

 

В западных странах бизнес давно понял, что открытые данные способны приносить прибыль. У нас же сейчас появляется много новых возможностей их использования — государство активно публикует информацию, которая раньше по странной логике чиновников была закрыта.


Сейчас государство поддерживает проекты, направленные на использование открытых данных. "Инкубатор 1991", "Майкрософт", "Дейлойт" и Мининфраструктуры организовали бесплатную инкубационную программу IT-проектов, которые помогут бороться с коррупцией, используя открытые данные. Все данные для проектов-победителей предоставит министерство. Оно же внедрит проект в государственную систему.