Бизнес-литература - бесполезна

Иностранная бизнес-литература, художественная классика, биографии известных людей, истории компаний - книги любой тематики могут оказаться как источником бесценной информации, так и совершенно бесполезной тратой времени.

Портал Лайфхакер опубликовал тематический перечень книг, которые следует читать по мнению автора издания.

Мы проанализировали список и не смогли согласиться с 4.5 пунктами из 5. И вот почему.

1. Иностранная бизнес-литература

По мнению автора Лайфхакера, ""бизнес-гуру" в просторах Рунета / стран СНГ развелось столько, что с трудом можно отличить профессионала от афериста". И это правда. Однако на "просторах дальнего зарубежья" гуру ничуть не меньше. При этом европейские и американские бюджеты на рекламу издания в разы выше. Из любого посредственного автора издательство при желании может сделать "восходящую звезду бизнес-аналитики" и ведущего эксперта. А желание такое у издательства непременно появится — ведь напечатанный тираж должен быть выгодно реализован.

Примеры, которые действительно во множестве содержатся в зарубежных изданиях на тему бизнеса, часто не имеют ничего общего с экономической ситуацией в Украине. Ценные практические советы реализуемы и полезны в той стране, об опыте которой рассказывает автор книги. В украинских реалиях экспертные рекомендации могут быть неактуальны, несвоевременны — или вовсе вредны.

2. Художественная классика

Чтение классической литературы — прекрасная возможность изучить культуру, быт и психологию, а также структуру социума времен различной степени ветхости. Однако руководствоваться практическими советами из классической литературы по меньшей мере неосмотрительно. За последние 100 лет общество и принципы ведения бизнеса уже не раз претерпели радикальные изменения. Вы уверены, что смирение и всепрощение — удачная модель поведения при игре на бирже, а практики ведения бизнеса из "Крестного отца" актуальны до сегодняшнего дня? Мы так не считаем.

3. Биографии известных людей

Такая литература мало чем отличается от художественной. У конкретного человека с определенным складом ума в некий исторический период при заданной ситуации на рынке все получилось. Во-первых, вы — не то самый человек. Повторяя чужой путь шаг за шагом, вряд ли вы сможете создать что-то принципиально новое. Пока вы пытаетесь вести себя как некий персонаж, однажды существовавший на этой планете, экономика и общество продолжаются изменяться. В одну реку нельзя войти дважды, точно так же нельзя повторить чужой успех. Ищите собственный путь, опираясь на чужой опыт.

4. Истории компаний / брендов / стартапов

Смотри "Биографии известных людей" с поправкой на дополнительный аспект. Множество книг посвящено историям успеха компаний. Никто не пишет о разорившихся предприятиях, хотя узнать о причинах их поражения было бы куда полезнее. Чужие достижения можно превзойти, но не повторить. Чужих ошибок же, напротив, можно избежать. К сожалению, авторов не привлекают компании-банкроты. А о большинстве из прогоревших стартапов не знает никто, кроме инвесторов и сотрудников.

5. Исторические труды / исследования

С этой рекомендацией мы можем согласиться, но лишь наполовину. Знание истории и ситуаций из прошлого действительно помогает предсказывать будущие ситуации и видеть повторяющиеся схемы. Вот только стоит избегать соблазна смотреть на историю глазами победителя. В каждой войне есть побежденные, проигравшие и те, кто на ней заработал. Вам следует изучить точку зрения и действия каждой из сторон. Моделирование и "проигрывание" ситуаций из прошлого, где уже известна развязка событий, позволяет привыкнуть к оценке ситуации со всех возможных позиций. А значит, быть подготовленным к любой из ролей.

Так что же читать предпринимателю? Об этом — отдельно.

фото - Colorado College Tutt Library