5 причин начать свой агробизнес (или хотя бы устроиться в агрокомпанию)
Кроме абстрактного желания "помочь Родине", есть минимум 5 вполне практичных причин работать в агрокомпании. Кем? Да хоть программистом!
1. Нет проблем с поиском инвестиций
Знаем, сейчас вы скажете о том, что ситуация с холдингом "Мрія" все испортила... Не совсем. Ни один банк не выдаст вам кредит на льготных условиях для открытия собственной IT-компании или дизайнерского агентства. Зато для бизнеса сельскохозяйственной направленности финансовые учреждения предоставляют помощь по индивидуальным схемам. Тот же банк "Аваль" по-прежнему предлагает партнерские программы для аграриев. При этом условия кредитования зависят не только на прибыли, которую генерирует бизнес. Банк учитывает даже особенности "ритмов жизни" агробизнеса, его сезонность.
Дополнительное финансирование и льготы можно получить и от государства. С подписанием Соглашения об ассоциации с ЕС появлятся возможность получать деньги от европейских структур. Так что сейчас, несмотря на всю сложность момента, начать свой бизнес в сфере сельского хозяйства проще, чем, например, в строительстве или медицине.
2. Высокотехнологичной отрасли не хватает специалистов
"Сельское хозяйство" — это давно не "плуг, мотыга и сарай", а вполне высокотехнологичная отрасль. Автоматизация производства и применение новых разработок (как технических, так и программных) не просто "затронули" эту сферу, а стали неотъемлемой ее частью. Программные продукты для точного учета, оптимизации схем кормления или разведения скота — перспективное направление разработки ПО. И требует оно не столько особых навыков программирования, сколько понимания процессов в с/х бизнесе.
Тем, кому ближе "железо", чем софт, в агробизнесе тоже есть место. Датчики мониторинга поведения сельскохозяйственных животных, автоматизация кормления и ухода за стадами, адаптация беспилотников для наблюдения за полями — эти направления активно развиваются на Западе и так же интересны для украинского рынка (а значит, требуют новых креативных специалистов).
3. Нет проблем со сбытом продукции
В агробизнесе не возникает вопроса о том, куда деть полученную продукцию. Малое предприятие всегда найдет свой рынок сбыта в ближайшей области или крупном городе. А по мере роста для компании легко открываются двери на международные рынки.
С украинской сельскохозяйственной продукцией хорошо знакомы в европейских, азиатских и африканских странах — то есть везде, где для развития собственного агробизнеса условия неблагоприятные. Вам не придется объяснять партнерам, из какой вы страны, где она находится и что может предложить. За вас на эти вопросы уже ответили десятки поставщиков и производителей.
К тому же продукция сельского хозяйства всегда пользовалась и будет пользоваться спросом. Цена на нее может незначительно колебаться в зависимости от урожайности и международных рынков, но потребность в зерне или подсолнечном масле остается стабильной.
4. Компаний много — как и рабочих мест
Каждый пятый украинец работает в сфере сельского хозяйства — об этом говорит заместитель министра аграрной политики и продовольствия Украины по вопросам европейской интеграции Владислава Рутицька.
В сфере IT занято куда меньше населения. А это позволяет судить о размере рынка и возможностях трудоустройства в компанию определенной направленности.
При этом в агробизнесе нужны далеко не только "агрономы и техники". В сфере сельского хозяйства пригодятся и навыки продаж, и знания маркетинга, химической промышленности или программирования. Что бы ни было написано в вашем дипломе, практически наверняка вы сможете найти работу по специальности в агрохолдинге.
5. В агробизнесе можно зарабатывать
В сельском хозяйстве можно очень неплохо зарабатывать. Этот факт не раз подтвержден данными исследований.
Так, средний доход топ-менеджера в агрокомпании — 1.3 миллиона гривен в год. "Чистая" зарплата генерального директора с/х компании — около 2.5 миллионов гривен в год. А если добавить к ней премии и прочие "бонусы", сумма доходит до 3.25 миллионов.
Разумеется, на вакансию руководителя в сфере АПК "сразу после вуза" никто не приходит. Но в отрасли есть неплохие перспективы карьерного роста — и стимулы для развития.
Хочете знати, як аграрій може профінансувати свій бізнес та щодо треба знати про фінанси агробізнесу? Скільки грошей власник може забрати з компанії, а скільки потрібно залишити, щоб вона не завалилась? Які можливості отримати додаткове фінансування має аграрій? Перегляньте перший гід про фінанси агробізнесу в інфографіці.
Гід підготовлений контент-маркетинговою агенцією Top Lead в партнерстві з Baker Tilly та Credit Agricole Bank. Інформаційний партнер — AGGEEK Money.