3 тенденции в экспорте за последние десятилетия, которые определяют будущее глобальной экономики
Мир меняется, отсталые страны становятся развивающимися, а скоро станут развитыми. Меняются и экспортные потоки. Теперь у Украины есть все шансы влиять на мировые рынки продовольствия.
Структура экспорта — отличный показатель изменений в глобальной экономике. За последние 20-30 лет она существенно изменилась — на это повлияли развитие информационных технологий и изменения в структуре производства развитых и развивающихся стран.
Тенденция 1. Развивающиеся страны экспортируют больше товаров, потеснив в этом развитые
Доля развитых стран в мировом экспорте товаров постепенно снижается, меняется структура экспорта. Если 20-30 лет назад значительную часть их экспорта занимали товары, то сегодня основной доход они получаются от экспорта услуг и технологий, которые имеют высокую добавленную стоимость. Доля развитых стран в структуре мирового товарного экспорта составляет менее 50%.
Эту нишу завоевывают развивающиеся страны — они стали ключевыми экспортерами товаров и готовой продукции, включая сельскохозяйственную. Несмотря на высокий уровень развития сельского хозяйства в Европе, в структуре ВВП стран ЕС оно занимает не более 1%-3%. В развивающихся странах доля сельского хозяйства в ВВП — 7%-15% (в Украине в 2014 году доля сельского хозяйства в ВВП составила 12,1%).
Тенденция 2. Развитые страны проводят политику либерального протекционизма
Развитые страны "закрывают" свои рынки для экспортеров из других стран с помощью тарифных и нетарифных барьеров. Посмотрите на политику ЕС в отношении аграрного импорта. Чтобы экспортировать свою продукцию в Польшу, Чехию, Венгрию, Германию или Испанию, украинским аграриям необходимо соответствовать ряду жестких требований. Другого пути на европейский рынок нет.
Более того, на рынках развитых стран очень высокая конкуренция. Причины две:
1) их рынки насыщены качественной продукцией;
2) в этих странах высокая прибыльность.
Но стоимость выхода на эти рынки (приведение производства в соответствие с критериями, построение логистической цепи, получение всех необходимых сертификатов) и затраты на время и ресурсы) делает их недосягаемыми для многих экспортеров из развивающихся стран. Украинским аграриям тоже сложно выйти на эти рынки. Сложно, но возможно.
Тенденция 3. В украинском экспорте на первое место вышло сельское хозяйство
Война стала причиной не только социально-политических изменений, а и экономических, в том числе поменяла структуру нашего экспорта. Из-за потери российского рынка экспортёры ищут новые направления сбыта. В самом выгодном положении оказались украинские аграрии. Их продукция относительно конкурентоспособная в развитых странах, в отличие от металлургии или машиностроения. Так, в 2014 году впервые крупнейшим экспортером стал сектор АПК. Сельское хозяйство стало основным источником поступления валюты в страну.
Такой успех АПК связан с реформами, проводимыми Минагрополитики, подписанием соглашения о ЗВТ с ЕС, благодаря которому у украинских аграриев есть квоты на экспорт, снижением производительности традиционных экспортных направлений — машиностроения, металлургии, химической промышленности.
Но проблема в том, что Украина, как и большинство развивающихся стран, экспортирует в основном сырье. Основными статьями сельскохозяйственного экспорта остаются зерновые. Среди продуктов переработки больше всего подсолнечного масла.
Сейчас мы готовим второй ежегодный выпуск инфографического справочника "Агробизнес Украины-2014". Там вы найдете больше информации о том, как изменилась структура украинского экспорта, и какое место занимает продукция с добавленной стоимостью в АПК Украины, данные о животноводстве, растениеводстве, тенденциях на международных рынках. Цель второго выпуска — показать важность переработки сырья и помочь аграриям и производителям сельскохозяйственной продукции найти свое место в цепочке создания добавленной стоимости.
Справочник полностью состоит из инфографик — мы считаем это самым удобным форматом представления полезной информации. Над справочником работают специалисты Baker Tilly, аналитики и дизайнеры контент-маркетингового агентства Top Lead, специалисты Latifundist Media. Финансовые спонсоры - Credit Agricole, Aequo.
Оставьте свою заявку ЗДЕСЬ, и получите агросправочник сразу, как мы закончим работу над ним.
Описанные тенденции будут актуальны для мирового экспорта еще долгое время. Разрыв в структуре экспорта между развитыми и развивающимися странами будет только увеличиваться. Продукция сельского хозяйства, учитывая тенденции к увеличению населения и, соответственно, объемов производства, будет играть все большую роль для развивающихся стран. У украинских аграрных производителей есть все шансы воспользоваться этой тенденцией и увеличить влияние Украины на мировые продовольственные рынки.